Сайт

 Звонок  по  России  бесплатный

8-800-20002-74

 Челябинск: 8 (351) 267-20-10
   xxx-xxx         
  xxx    
Главная Контакты Карта сайта

Авто на заказ

  • Логин:
    Пароль:
Зарегистрироваться | Забыли пароль?
» »

Стендаль «Красное и черное». Психологизм творчества писателя в романе. Новаторство Стендаля в реалистическом воспроизведении художественной модели общества и человека

Цель: показать художественное мастерство автора в использовании психологизма, воспроизведении художественной модели современного ему мира, новаторство писателя; развивать навыки литературоведческого анализа эпического произведения, умение выражать свои мысли по различным вопросам, обосновывать их; воспитывать лучшие человеческие качества, эстетические вкусы.

Оборудование: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: комбинированный.

ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности

В ч и т е л ь. Жанр социально-бытового романа во времена Стендаля уже был в определенной степени разработан писателями. Стендаль рассмотрел его с новой точки зрения, как «зеркало, с которым идешь большой дорогой. Оно отражает то голубое небо, грязные лужи и ухабы. Идет человек и несет то зеркало, а вы этого человека обвиняете в безнравственности! Ее зеркало отражает грязь, а вы обвиняете человека! Логичнее обвинять большую дорогу с ее лужами, а еще вернее - смотрителя дороги, который допускает, чтобы на ней стояли лужи и скапливалось грязь ». О психологизм творчества и новаторство Стендаля и его художественные достижения мы подумаем сегодня на уроке.

ИIИ. Объявление темы и цели урока

ИV. Формирование умений и навыков

1. Слово учителя

«Красное и черное» - убедительное свидетельство новаторства Стендаля-романиста. Здесь органично связаны черты психологического и социального романа.

Вспомним, психологический роман - разновидность романа, в котором воспроизведены внутренние переживания личности, духовной эволюции, поиски и противоречия в душе героя, обусловливающие его поступки и поведение.

Выражается это сочетание, в частности, в том, что главную тему произведения - столкновение разных исторических времен (духа Великой революции, инстинктивным носителем которого является Жульен, и скучной повседневности Реставрации) - писатель рассматривает именно как психологическую проблему и внутренний конфликт главного героя на фоне широкой панорамы французского общества; из обычной криминальной хроники Стендаль сделал настоящую «хронику XIX века».

2. Самостоятельная работа учащихся

В ч и т е л ь. Составьте схему основных групп французского общества времен Стендаля и их представителей; сделайте выводы.

ожидаемые выводы

  • В романе изображены основные слои французского общества того времени (новая буржуазия (Вально) и старая аристократия (где Р Эналы), большой мир политики (де Ла-Моль)) провинциальные города Верьер и Безансон, столица Франции Париж; борьбу между иезуитами и янсенистами и др.
  • Каждый характер психологически мотивированный, что является новым авторским вкладом Стендаля в литературу.

3. Слово учителя с элементами беседы

Новаторским в произведении Стендаля также объективное и критичнее изображение обычаев разных слоев общества. Найдите этому подтверждение в тексте; процитируйте соответствующие эпизоды.

ожидаемые ответы

  • «" Мне надо выпить пунша и танцевать до изнеможения, - сказала она сама себе, - выберу сейчас блестящего кавалера и любой ценой привлеку всеобщее внимание. А вот, кстати, этот знаменитый наглец граф маршальша ". Она приняла его приглашение и они пошли танцевать ».
  • «" Посмотрим, - думала она, - кто из нас двоих дерзкий, но, чтобы вволю посмеяться над ним, надо его вызвать на разговор ". Скоро все другие пары танцевали кадриль только для видимости - никому не хотелось пропустить ни одной из остроумных и едких реплик Матильды. Господин маршальша был в замешательстве: в отсутствие мыслей он прибегал к красивых фраз и корчил недовольные мины. Матильда, которая была раздражена, жестоко над ним смеялась и получила в его лице врага ».
  • Изображенные обычаи высшего света: сплошные развлечения, лицемерие, интриги, сплетни, отсутствие серьезных мыслей и др.

Произведение Стендаля «Красное и черное» включает в себя и черты философского романа, также является новаторским подходом автора.

Герои романа постоянно спорят по поводу сложных философских, идеологических, эстетических тем своего времени. Например, на балу Жульен обсуждает с графом Альтамирой возможность применения насилия для достижения благородной цели.

Вспомните этот эпизод: «Ну, знаете, - сказал Жюльен, - цель оправдывает средства; если бы я был не такой незначительной пылинкой, а имел бы хоть какую-нибудь власть, я бы приказал повесить трех, чтобы спасти жизнь четырем ».

♦ Прокомментируйте процитированный эпизод. Как вы считаете, под влиянием чьих идей в Жюльена Сореля возникла такая мысль? (Наполеона, которым он тайно восхищался.)

♦ Прокомментируйте высказывание одного из персонажей романа: «Политика - это камень, привязанный на шею литературы, который может ее потопить менее чем за полгода. Политика среди произведений

воображения - то же, что выстрел из пистолета во время концерта. Этот звук оглушительный, но лишенный всякой выразительности. Он не гармонирует с одним инструментом ». (Искусство не повиннослужиты политике, подчиняться ей.)

4. Коллективное творческое обобщение

В ч и т е л ь. Воедино сказанное и обобщите черты новаторства романа Стендаля «Красное и черное».

ожидаемые ответы

  • Психологизм.
  • Объективное и критическое изображение действительности.
  • Философичность.
  • Широкое применение приема контрастов.

V. Домашнее задание

Подготовиться к написанию классного произведения.

ориентировочные темы

1) «Внутренняя драма главного героя романа Стендаля« Красное и черное »: путь от наполеонизма к преступлению».

2) «" Красное "и" черное "в романе Стендаля" Красное и черное "».

3) «Роль женских образов в судьбе Жюльена Сореля и воплощении авторского замысла в романе Стендаля" Красное и черное "».

VI. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложение:

  • На мой взгляд, роман Стендаля «Красное и черное» созвучен нашему времени тем, что ...
Цель: показать художественное мастерство автора в использовании психологизма, воспроизведении художественной модели современного ему мира, новаторство писателя;  развивать навыки литературоведческого анализа эпического произведения, умение выражать свои мысли по различным вопросам, обосновывать их;  воспитывать лучшие человеческие качества, эстетические вкусы Svit Litk10 (8)

(32.4 KiB)

Как вы считаете, под влиянием чьих идей в Жюльена Сореля возникла такая мысль?



Хиты продаж!

Акции!

Нам 66 лет!

В наличии


Новости