Цель: показать художественное мастерство автора в использовании психологизма, воспроизведении художественной модели современного ему мира, новаторство писателя; развивать навыки литературоведческого анализа эпического произведения, умение выражать свои мысли по различным вопросам, обосновывать их; воспитывать лучшие человеческие качества, эстетические вкусы.
Оборудование: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.
Тип урока: комбинированный.
ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
В ч и т е л ь. Жанр социально-бытового романа во времена Стендаля уже был в определенной степени разработан писателями. Стендаль рассмотрел его с новой точки зрения, как «зеркало, с которым идешь большой дорогой. Оно отражает то голубое небо, грязные лужи и ухабы. Идет человек и несет то зеркало, а вы этого человека обвиняете в безнравственности! Ее зеркало отражает грязь, а вы обвиняете человека! Логичнее обвинять большую дорогу с ее лужами, а еще вернее - смотрителя дороги, который допускает, чтобы на ней стояли лужи и скапливалось грязь ». О психологизм творчества и новаторство Стендаля и его художественные достижения мы подумаем сегодня на уроке.
ИIИ. Объявление темы и цели урока
ИV. Формирование умений и навыков
1. Слово учителя
«Красное и черное» - убедительное свидетельство новаторства Стендаля-романиста. Здесь органично связаны черты психологического и социального романа.
Вспомним, психологический роман - разновидность романа, в котором воспроизведены внутренние переживания личности, духовной эволюции, поиски и противоречия в душе героя, обусловливающие его поступки и поведение.
Выражается это сочетание, в частности, в том, что главную тему произведения - столкновение разных исторических времен (духа Великой революции, инстинктивным носителем которого является Жульен, и скучной повседневности Реставрации) - писатель рассматривает именно как психологическую проблему и внутренний конфликт главного героя на фоне широкой панорамы французского общества; из обычной криминальной хроники Стендаль сделал настоящую «хронику XIX века».
2. Самостоятельная работа учащихся
В ч и т е л ь. Составьте схему основных групп французского общества времен Стендаля и их представителей; сделайте выводы.
ожидаемые выводы
- В романе изображены основные слои французского общества того времени (новая буржуазия (Вально) и старая аристократия (где Р Эналы), большой мир политики (де Ла-Моль)) провинциальные города Верьер и Безансон, столица Франции Париж; борьбу между иезуитами и янсенистами и др.
- Каждый характер психологически мотивированный, что является новым авторским вкладом Стендаля в литературу.
3. Слово учителя с элементами беседы
Новаторским в произведении Стендаля также объективное и критичнее изображение обычаев разных слоев общества. Найдите этому подтверждение в тексте; процитируйте соответствующие эпизоды.
ожидаемые ответы
- «" Мне надо выпить пунша и танцевать до изнеможения, - сказала она сама себе, - выберу сейчас блестящего кавалера и любой ценой привлеку всеобщее внимание. А вот, кстати, этот знаменитый наглец граф маршальша ". Она приняла его приглашение и они пошли танцевать ».
- «" Посмотрим, - думала она, - кто из нас двоих дерзкий, но, чтобы вволю посмеяться над ним, надо его вызвать на разговор ". Скоро все другие пары танцевали кадриль только для видимости - никому не хотелось пропустить ни одной из остроумных и едких реплик Матильды. Господин маршальша был в замешательстве: в отсутствие мыслей он прибегал к красивых фраз и корчил недовольные мины. Матильда, которая была раздражена, жестоко над ним смеялась и получила в его лице врага ».
- Изображенные обычаи высшего света: сплошные развлечения, лицемерие, интриги, сплетни, отсутствие серьезных мыслей и др.
Произведение Стендаля «Красное и черное» включает в себя и черты философского романа, также является новаторским подходом автора.
Герои романа постоянно спорят по поводу сложных философских, идеологических, эстетических тем своего времени. Например, на балу Жульен обсуждает с графом Альтамирой возможность применения насилия для достижения благородной цели.
Вспомните этот эпизод: «Ну, знаете, - сказал Жюльен, - цель оправдывает средства; если бы я был не такой незначительной пылинкой, а имел бы хоть какую-нибудь власть, я бы приказал повесить трех, чтобы спасти жизнь четырем ».
♦ Прокомментируйте процитированный эпизод. Как вы считаете, под влиянием чьих идей в Жюльена Сореля возникла такая мысль? (Наполеона, которым он тайно восхищался.)
♦ Прокомментируйте высказывание одного из персонажей романа: «Политика - это камень, привязанный на шею литературы, который может ее потопить менее чем за полгода. Политика среди произведений
воображения - то же, что выстрел из пистолета во время концерта. Этот звук оглушительный, но лишенный всякой выразительности. Он не гармонирует с одним инструментом ». (Искусство не повиннослужиты политике, подчиняться ей.)
4. Коллективное творческое обобщение
В ч и т е л ь. Воедино сказанное и обобщите черты новаторства романа Стендаля «Красное и черное».
ожидаемые ответы
- Психологизм.
- Объективное и критическое изображение действительности.
- Философичность.
- Широкое применение приема контрастов.
V. Домашнее задание
Подготовиться к написанию классного произведения.
ориентировочные темы
1) «Внутренняя драма главного героя романа Стендаля« Красное и черное »: путь от наполеонизма к преступлению».
2) «" Красное "и" черное "в романе Стендаля" Красное и черное "».
3) «Роль женских образов в судьбе Жюльена Сореля и воплощении авторского замысла в романе Стендаля" Красное и черное "».
VI. Подведение итогов урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложение:
- На мой взгляд, роман Стендаля «Красное и черное» созвучен нашему времени тем, что ...
(32.4 KiB)
Как вы считаете, под влиянием чьих идей в Жюльена Сореля возникла такая мысль?