Дайхацу» (Daihatsu Kogyo Co. Ltd.) — дочернее предприятие японской компании Тоета («Тойота»), специализирующееся на производстве автомобилей марки «Дайхацу». Штаб-квартира находится в Осаке. В 1951 году, в процессе реорганизации компании Hatsudoki, образовалась новая компания Daihatsu Kogyo Co., которая в текущее время выпускает легковые авто класса мини (Q-класс в Стране восходящего солнца либо А-класс в Европе), малолитражные авто классов В и С (по европейской систематизации), малогабаритные и средние вседорожники, мини-вэны и малотоннажные грузовики. Но, история Daihatsu начинается еще ранее: ее отсчитыва ют с 1907 года, когда профессоры Осакского университета Йошинки (Yoshinki) и Туруми (Turumi) основали компанию по производству и продаже движков внутреннего сгорания промышленного назначения.
Компания получила название Hatsudoki Seizo Co. и выпускала моторы, работавшие на природном газе. В 1919 году вышли два макета грузовиков. Серийное производство началось исключительно в 1930 году, когда Hatsudoki выпустила трехколесную модель HA, ставшую первым в Стране восходящего солнца автомобилем отечественного производства. К 1957 году компания решила перейти на экспорт трехколесных автомобилей Daihatsu, которые реализовывались очень быстро. На японском рынке появился трехколесный микроавтомобиль Midget, завоевавший огромную популярность. В октябре 1960 года увидел свет пикап Hi-Jet с 2-тактным движком в 356 куб. см и 2-мя цилиндрами. В 1961 году вышел и 2-дверный фургон Hi-Jet, а в 1962 появился пикап New-Line, по размерам превосходивший Hi-Jet и оснащавшийся движком объемом 797 куб. см с водяным охлаждением.
2-ое поколение Hi-Jet увидело свет уже в 1963 году, а в 1966 появился 2-дверный легковой автомобиль Fellow. В 1966 году Daihatsu Compagno стал первым японским автомобилем, импортированным в Англию. Через год, в 1967, Daihatsu Kogyo заключила соглашение (практически означавшее уход под опеку) с Toyota Motor. В 1968 году Daihatsu выпустила Fellow SS – мини-кар с 32-сильным двухкарбюраторным движком; в промышленности малогабаритных автомобилей это была 1-ая модель, способная соперничать с 31-сильной Honda N360. В 1971 году появилась хардтоп-версия модели Fellow, а через год, в 1972 – 4-дверный седан. В то же время из соображений экономии горючего мощность мотора снизили с тогдашних 40 л. с. до 37. В экспортном варианте Fellow именовался Daihatsu 360. В 1974 году компания Daihatsu Kogyo переименовывается в Daihatsu Motor Company. На базе Toyota Corolla в 1975 выпускается малогабаритная модель Daihatsu Charmant.
В 1976 году появляется модель Cuore (Domino) с 2-цилиндровым движком объемом 547 куб. см и 1-ый выпущенный компанией полноприводный джип Taft (он оснащался целой политрой движков – от литрового бензинового до 2,5-литового дизельного). Годом позднее вышла модель Charade. В 1980 году появилась коммерческая версия Cuore под заглавием Mira Cuore, в 1982 году она была переименована в Mira, а через год вышла ее турбо-версия. В 1984 на замену модели Taft пришел джип Rocky, а в Китае началась сборка автомобилей Daihatsu.
К 1985 году общее количество выпущенных за всю историю Daihatsu автомобилей достигнуло 10 миллионов единиц, компания Alfa Romeo начала выпускать Charade для итальянского рынка. В Европе мини-кары пользовались большой популярностью, и реализации Daihatsu на европейском рынке непреклонно росли. В 1986 году в Китае началась сборка Charade, также вышла новенькая модель – 3-дверная Leeza, доступная также и в турбо-версии, развивающей мощность в 50 л. с. Новые модели Applause и Feroza были представлены в 1989 году. Сначала 90-х Daihatsu заключила технологическое соглашение с корейской компаний Asia Motors и выпустила модель Sportrak. В марте 1990 года на Mira последнего поколения в первый раз и единственный раз в истории производства малогабаритных автомобилей была установлена система 4WS вместе с 4WD. В 1992 году на замену модели Daihatsu Leeza пришла 3-дверная Opti, а в Италии на совместном с Piaggio V. E. предприятии началось производство Hijet. В 1993 году Charade Gtti заняла 1-ое место в классе А-7 в 41-ом Safari Rally, а Opti получила 5-дверный вариант. В августе 1995 года на японском рынке был представлен новый малогабаритный автомобиль Move.
Его дизайн был разработан вместе с итальянской компанией IDEA и показывал послабления в допустимых размерах K-каров в сторону роста. При малеханькой длине кузов Move имеет высоту, позволяющую водителю ездить в высокой шляпе. Через год, в 1996 году вышла модель более обычных размеров – Gran Move (Pyzar), также модели Midget II и Opti Classic с ретро-дизайном фронтальной части кузова. 1997 год – компании исполняется 90 лет, а количество выпущенных за эти годы легковых автомобилей достигает 10 миллионов экземпляров. Модельный ряд пополняет малогабаритный полноприводной Terios, также Mira Classic с ретро-дизайном. Семейство Move дополнилось моделью Move Custom. В 1998 году компания празднует еще одну круглое число – общее количество выпущенных автомобилей достигает 20 миллионов, возникают модели Terios Kid, дебютировавший на интернациональной выставке во Франкфурте, легковой автомобиль повышенной проходимости в политре Daihatsu.
Это маленький, 5-местный автомобиль, полностью годится на роль домашнего автомобиля для поездок за город. Так же появились Sirion и 2-ое поколение Move, дизайн которого разработал Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giugiaro), а в 1999 году к ним добавляются такие модели, как Atrai Wagon, Naked и Mira Gino. Завод Тада получает сертификат ISO 9001. В 2000 году сертификат ISO 14001 получают фабрики Икеда, Шига и Тада. Расширение модельного ряда продолжается – сейчас новинками становятся Atrai 7 и YRV, а в 2001 году – Max, владеющий теми же техническими характеристиками, что и Move. Создание Move к этому моменту достигает уже миллиона единиц.
В Венесуэле вместе с Toyota начинает выпускаться Terios, а на заводах в Стране восходящего солнца достигается минимальный процент выброса вредных веществ. Не считая этого, разрабатывается новый катализатор Topaz. В 2002 году возникает катализатор, который без помощи других регенерирует свои компоненты из ценных металлов. На рынке возникает новинка – элегантный родстер Copen.
На последних автосалонах во Франкфурте и Токио Daihatsu представляла в главном концептуальные мини-автомобили, от 2,5-метрового 2-местного Micros-3L с кузовом типа тарга (верхние панели крыши съемные), до 5-местного малогабаритного 3,8-метрового однообъемника YRV. Кубообразный EZ-U — концепция городского автомобиля с максимально возможным размером салона для такового класса: при длине кузова 3,4 м у него нет фронтального и заднего свесов. Микрородстер Kopen — собственного рода уменьшенная реплика евро Ауди TT со светотехникой от New Beetle. Вариант для реального бездорожья — концептуальный мини-внедорожник SP-4 со сдвижной задней частью крыши и постоянным полным приводом, дополненным «раздаткой». Серийная модель на базе SP-4, по всей видимости, поменяет ветерана Feroza. Сейчас Daihatsu – компания с практически вековой историей, философия которой заключается в корпоративном слогане: «We make it compact».
В быстро увеличивающемся авто рынке именно компактность будет главным понятием, как считают в Daihatsu. В классе малогабаритных мини-вэнов на данный момент в Стране восходящего солнца и Европе подлинный бум, и тут Daihatsu вне конкуренции. Авто компании в текущее время поставляются в более 100 государств мира.