Многодисковое сцеплениеОпубликовано: 02.09.2018 ![]()
| Сцепление, состоящее из более трех дисков, называется многодисковым. Увеличение количества дисков ведет к увеличению площади поверхности соприкосновения, дает большую силу трения, что и позволяет передавать больший крутящий момент. Эта особенность многодискового сцепления определяет его применение на мощных спортивных легковых автомобилях, грузовых автомобилях и строительной техники. У многодискового сцепления есть еще одно преимущество - пакет дисков позволяет значительно уменьшить габаритные размеры сцепления. Это позволяет применять его на двухколесных транспортных средствах (мотоциклах, скутерах). Конструктивно многодисковое сцепление состоит из пакета чередующихся между собой стальных и фрикционных дисков. Количество дисков зависит от величины передаваемого крутящего момента. ![]() Муфта сцепления мотоблока Фрикционные диски выполнены из стали с нанесенным фрикционным покрытием. Так же в качестве фрикционных дисков могут использоваться диски из прочной пластмассы. Каждый фрикционный диск имеет внутренний зубчатый венец, при помощи которого он крепится к ступице первичного вала коробки передач. На ступице имеются шлицы, по которым диски могут перемещаться. Стальные диски имеют внешние зубчатые венцы, которыми они фиксируются в барабане (корзине сцепления). Барабан также имеет шлицы для перемещения дисков и имеет жесткое соединение с маховиком. Многодисковое сцепление постоянно замкнутое. Состояние дисков в замкнутом положении обеспечивает пружина. Размыкание сцепления происходит за счет перемещения ступицы и преодоления усилия пружины. Многодисковое сцепление бывает сухого или мокрого типа. Мокрое сцепление частично заполнено маслом для обеспечения плавного соединения (разъединения) дисков, смазки конструктивных элементов сцепления, отвод от них тепла, облегченное перемещение дисков по шлицам. Но при всех имеющихся достоинствах мокрое сцепление имеет низкий коэффициент трения. Этот недостаток компенсируется увеличением давления на диски, применением новых фрикционных материалов. Обычно сцеплением называется устройство, соединяющее двигатель с коробкой передач. Тем не менее многодисковая фрикционная муфта широко применяется и в других системах автомобиля, среди которых автоматическая коробка передач, роботизированная коробка передач, дифференциал, системы полного привода. В автоматической коробке передач при помощи фрикционных многодисковых муфт осуществляется подвод крутящего момента к отдельным планетарным передачам (рядам). Многодисковая муфта нашла применение в роботизированной коробке передач с двойным сцеплением, например в шестиступенчатой коробке DSG. Так же пакет фрикционных дисков применяется в межосевом и межколесном дифференциале для его полной или частичной блокировки. Наиболее широкое применение многодисковая фрикционная муфта получила в различных системах полного привода. В системе постоянного полного привода муфта устанавливается в раздаточной коробке. Система полного привода с автоматическим подключением, полностью построена на управляемой фрикционной муфте. Известная благодаря Volkswagen и его системе 4Motion, многодисковая муфта Haldex отвечает за автоматическое подключение задней оси автомобиля. Многодисковые фрикционные муфты имеют, как правило, гидравлический (иногда электрический) привод и электронное управление. |