Характеристика шинОпубликовано: 27.08.2018 . КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ШИН
Пневматические шины являются одним из основных элементов ходовой части автомобилей. В процессе эксплуатации шины должны обеспечивать высокую комфортабельность и безопасность езды, устойчивость и управляемость автомобиля на высоких скоростях, на мокрых и заснеженных дорогах, улучшенные тормозные характеристики, заданную грузоподъёмность. Шины также влияют на расход топлива и шумообразование. В комплект пневматических шин входят: ШИНЫ, КОЛЕСА, РЕЗИНА//Свойства по маркировке • покрышка (для бескамерных шин); • ездовая камера с вентилем; • ободная лента (для грузовых шин). Покрышка представляет собой торообразную упругую оболочку, непосредственно воспринимающую усилия, действующие при эксплуатации автомобиля, и обеспечивает сцепление шины с дорогой. Покрышка состоит из протектора (1), брекера (2), каркаса (3), боковины (4), бортов (5) (Рис 1). Асимметричные и направленные шины • Каркас - основа покрышки с одним или несколькими слоями обрезиненного корда с резиновыми прослойками. • Брекер - внутренняя деталь покрышки, расположенная между каркасом и протектором, предназначенная для смягчения ударных нагрузок при движении. • Протектор - наружная резиновая беговая часть покрышки с рисунком, обеспечивающая сцепление с дорогой и предохраняющая каркас от повреждений. • Боковина - наружная резиновая деталь покрышки по боковой поверхности, предохраняющая каркас от боковых наружных повреждений. • Борт - жёсткая часть покрышки, обеспечивающая её крепление на ободе колеса. Автомобильная (ездовая) камера - кольцеобразная эластичная резиновая трубка с вентилем для накачивания воздуха. Обеспечивает упругость шины, надёжное крепление покрышки на ободе колеса. Ободная лента - профилированное эластичное кольцо, располагаемое между бортами покрышки, камерой и ободом колеса, предохраняющее камеру от истирания во время движения автомобиля. По конфигурации профиля поперечного сечения, в зависимости от отношения высоты профиля (Н) к его ширине (В), выделяют шины обычного профиля, широкопрофильные, низкопрофильные и сверхнизкопрофильные. (Рис 2). По типу конструкции различают диагональные и радиальные шины. В радиальных шинах нити корда в каркасе расположены по меридиану под углом, близким к 0°, а в брекерном поясе идут под углом не менее 65°, перекрещиваясь между собой в парных слоях. (Рис 3). В каркасе диагональных шин нити корда каркаса и брекера в смежных слоях перекрещиваются и имеют в средней части беговой дорожки углы наклона от 45 до 60 градусов. (Рис 4). Брекер в основном изготавливается из металлокорда. Радиальные шины характеризуются повышенным пробегом, улучшенным сцеплением с дорогой, пониженным теплообразованием, низким сопротивлением качению, что в сочетании с уменьшенной массой позволяет сократить расход топлива. По способу герметизации различают камерные и бескамерные шины. Камерная шина - шина, в которой воздушная полость образуется герметизирующей камерой. Бескамерная шина - шина, в которой герметизирующая полость образуется покрышкой и ободом колеса за счёт герметизирующего слоя резины, обладающей повышенной газонепроницаемостью.
Рекомендации по эксплуатации шин:1. Подбор шин; • При выборе шин для автомобиля во избежание их весовой перегрузки необходимо руководствоваться индексами грузоподьёмности (нагрузки) и скорости, а также обращать внимание на конструкцию (камерная, бескамерная и др.). 2. Монтаж и демонтаж шин; • Монтаж и демонтаж шин должен выполняться компетентным персоналом с применением специального оборудования. 3. Факторы влияющие на долговечность шин; • Строгое соблюдение правил эксплуатации и ухода за шинами способствует максимальному использованию ресурса шин. • При комплектации автомобиля шинами проверяйте соответствие шин по конструкции, форме профиля, износа, типу рисунка; устанавливайте на сдвоенные колёса и оси одинаковые шины. По эксплуатационному назначению шин рисунки протектора имеют следующую классификацию: • дорожный рисунок - шашки или рёбра, разделённые канавками. Шины с дорожным рисунком предназначены для эксплуатации преимущественно на дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием: • универсальный рисунок - шашки или рёбра в центральной зоне беговой дорожки и грунтозацепы по её краям. Шины с таким рисунком предназначены для эксплуатации на дорогах с усовершенствованным облегчённым покрытием. • рисунок повышенной проходимости - высокие грунтозацепы, разделённые выемками. Шины с таким рисунком предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах; • зимний рисунок - это рисунок, где выступы имеют острые кромки. Шины с таким рисунком предназначены для эксплуатации на заснеженных и обледенелых дорогах и могут быть оснащены шипами противоскольжения; • направленный рисунок - симметричный относительно плоскости, проходящей через середину протектора. Он обладает улучшенной способностью отвода воды из пятна контакта с дорогой и пониженной шумностью. Шины с таким рисунком предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах; • карьерный рисунок - массивные выступы различной конфигурации, разделённые канавками. Соблюдайте нормы внутреннего давления в шинах, в т.ч. в запасной. Выбор правильного давления - самый важный фактор при эксплуатации шин.
Проверяйте давление во всех шинах не реже одного раза в неделю. Давление должно проверяться только в холодных шинах ! Помните! Снижение давления в шинах на 10% приводит к увеличению расхода топлива на 1,5% и значительному снижению ресурса шин. • Не допускайте эксплуатацию шин с остаточной высотой протектора менее: 1,6 мм - для легковых автомобилей; 1,0 мм - для грузовых автомобилей; 2,0 - для автобусов и троллейбусов.• Своевременно сдавайте шины на восстановление, это увеличит их работоспособность до 50%.
МАРКИРОВКА ШИН1 - Обозначение размера шины. 2- Модель шины. 3 - Товарный знак предприятия-изготовителя. 4 - Страна-изготовитель. 5 - Индекс несущей способности. 6 - Категория скорости. 7 - Обозначение «TUBELESS» для бескамерных шин. 8 - Обозначение «ALL SEASONS» для шин с всесезонным рисунком протектора. 9 - Знак Е с указанием номера официального утверждения и страны, выдавшей сертификат соответствия Правилам ЕЭК ООН. 10 - Дата изготовления. (Большинство фирм - изготовителей придерживаются стандарта 4-х цифр, где 2 первые - номер недели, 2 последующие - год изготовления шины). 11 - Обозначение технических условий. 12 - Обозначение мест расположения индикаторов износа. 13 - Применяемые материалы и число слоев в каркасе и брекере. 14 - Обозначение DOT (Department of Transportation). 15 - Буквенно-цифровой код изготовителя (по регистрации департамента транспорта США). 16 - Код размера шины. 17 - Нормы эксплуатационных режимов для эксплуатации шины в Северной Америке. 18 - Показатель степени износостойкости шины. 19 - Способность шины к торможению на влажном дорожном полотне. 20 - Характеристика термостойкости шины.
Индекс несущей способности (ИНС) - одно или два числа, указывающее нагрузку, которую может выдержать одиночная или сдвоенная шина при скоростях, соответствующих надлежащей категории скорости.
Гпубина рисунка протектора указана в соответствии с размерами элементов пресс-формы, формирующих глубину, без учёта усадки, которая составляет 1,0-2,5%. (Рис 6).
Контроль и обслуживание шинНеобходимо регулярно и перед любой длительной поездкой проверять внутреннее давление в шинах (включая запасное колесо) и корректировать внутреннее давление, если оно не соответствует рекомендациям производителя. Контроль должен осуществляться на холодной шине (через два часа после окончания движения или при пробеге менее 3 км), так как в результате нагрева при эксплуатации давление воздуха в ней повышается. В случае внезапной потери давления необходимо проверить внешнее и внутреннее состояние шины. Состояние диска и золотника также должно быть проверено. Необходима проверка степени износа шин (замена, если достигнут индикатор износа) и консультация со специалистом по шинам в случае неравномерного износа или разного износа шин, установленных на одной оси, а также появления следов старения. Любые видимые повреждения, порезы и деформации должны быть тщательно обследованы специалистом по шинам. Не следует использовать шину с повреждениями или спущенную шину без консультации со специалистом. Следует безотлагательно установить причины возникновения любых аномалий при движении, таких как вибрация, шум, боковые уводы. Любой ремонт должен быть произведен специалистом по шинам.
Правила эксплуатации шин:Шины являются единственным связующим звеном между автомобилем и дорогой. Поэтому необходимо быть уверенным в сохранности качества и характеристик используемых шин. Для этого рекомендуется следовать правилам по использованию и безопасности. Хранение зимних шинС помощью следующих мер предосторожности при хранении можно поддерживать зимние шины в хорошем состоянии: Перед снятием шин отметьте их положение на автомобиле. Следующей зимой следует установить передние колёса на заднюю ось и наоборот, чтобы сбалансировать их износ. Промойте диски и шины водой и высушите для предотвращения коррозии. Удалите камни и грязь из канавок протектора. Хранение монтированных на дисках шин лучше осуществлять в подвешенном состоянии или горизонтальном положении. Храните шины вдали от источников света, желательно в прохладном сухом помещении. Ни в коем случае не следует хранить их рядом с органическими растворителями (топливо, масло и пр.). Краткосрочное хранениеХраните шины в штабелях, желательно на поддонах. Не следует хранить шины в штабеле высотой более 1,2 м. Раз в месяц меняйте положение шин в штабеле. Хранение шин на дисках следует осуществлять в накачанном состоянии и вертикальном положении или в ряд на полках. Длительное хранениеДлительное хранение осуществляется в вертикальном положении на полках в 10 см от пола. Во избежание деформации шины следует немного вращать раз в месяц. При длительном периоде неиспользования следует регулярно проверять давление воздуха в шинах и поддерживать его на рекомендованном производителем уровне. Зимние шины. М+S - это не "зима"! - В шинах много рекламы. На всех показах зимних шин расскажут про трапецевидный, ромбовидный, шестигранный или двойной-тройной шип, который призван улучшить сцепление на льду. Но все это ровно на полсезона. А дальше все шипы выглядят одинаково плохо, - изрядно побитые условиями зимы "железки".
Старые шипы - как заточенные карандаши: фланцы стерты, торчит лишь сердечник. Шипы вообще востребованы в 5-15 процентах случаев, чаще всего популярна "еврозима", "скандинавские" типы шин.
Маркировка M+S - для России, и впрочем всех восточных регионов не совсем являются зимними шинами. M+S дословно - mud plus snow, то есть грязь плюс снег. Для настоящей зимы они не очень хорошо подходят. Они позволят пережить межсезонье, самым последним приехать на шиномонтаж, чтобы поставить уже настоящие зимние шины. Они позволяют передвигаться при отрицательных температурах, но максимум минус 7°С, в основном минус 5°С, при более низких температурах рекомендуется не использовать такие шины. То же самое с надписью all season, которая не является законодательно подтвержденной маркировкой. Эту маркировку используют для внедорожных шин, на которых можно ездить вне асфальтовых покрытий.
Зимняя шина на боковине должна иметь маркировку "три горных пика" и снежинку. В таких моделях применяется специальная резиновая смесь, которая способна выдерживать более низкие отрицательные температуры. В свою очередь зимние шины тоже распределяются на определенные сегменты. Есть так называемая "еврозима" для регионов с более мягким климатом, а есть модели для экстремальных условий - здесь уже гораздо ниже температурный показатель. Здесь сегмент делится на два типа: фрикционные шины (нешипуемые) и шипованные (шипуемые), которые не являются фрикционными.
Иногда производитель заказывает у компаний специальные шины, которые называются омологированными. Это специальная шина, которая разгонит, остановит вес полной допустимой массы авто, выдержит все нагрузки. Они специально разработаны для конкретного автомобиля. У нее есть так называемый оригинал (образец), имеет одного "родственника". В чем-то они схожи между собой, обязательно есть отличия. Вносятся изменения вплоть до того, что изменяется рисунок протектора. Эти шины имеют специальную маркировку на боковой части. Если вы видите звездочку, - шина омологирована для BMW, если надпись AO - для Audi, MO - Mercedes и так далее. Значки общепринятые, они применяются разными производителями шин. Шины омологируются, учитывая особенности каждой модели, и шины, омологированные для разных заказчиков одинаковыми быть не могут.
Лучше, конечно, иметь обычные шины, "универсальные". Даже в этом случае характеристики будут на высоком уровне, ведь для премиумных шин это не будет лучшим решением: с точки зрения наилучшего результата в идеале следует устанавливать именно те шины, которые были "подогнаны" под особенности автомобиля. В противном случае можно потерять что-то в управляемости, что-то в комфорте. В каких-то характеристиках не будет достигнут максимальный результат, получится компромиссный вариант.
Для города одно - для трассы другое Но и обычные (универсальные) модели разрабатываются с расчетом на разные условия эксплуатации. Разграничиваются "гражданские" шины на несколько сегментов. Первый - это так называемые спортивные шины (не настоящий "спорт", а "гражданские" шины для спортивных и версий и премиум-седанов). Они более "острые" в управлении, имеют лучшую курсовую устойчивость, хорошие тормозные характеристики, но жертвой всего этого будет ходимость. Даже если не посещать трек-дни, спортивные шины изнашиваются заметно быстрее, чем туристические, изначально рассчитанные на большие пробеги.
Сегмент "туризм" - это шины с повышенной износостойкостью, рассчитанные на то, чтобы преодолевать дальние расстояния. Так что основное их качество - большая ходимость. Разумеется, "спортивные" характеристики при этом уходят на второй план, так что их использование на спортивных трассах сомнительно с точки зрения результата.
Третий сегмент - городские шины. Они не настолько долговечны, как "туристические", зато лучше подходят для специфики городской езды, с ее многочисленными разгонами и торможениями, поворотами, парковками "в бордюр" и т.д. В общем, отличий между представителями этих сегментов предостаточно. Но мало кто из покупателей, выбирая шины, руководствуется их предназначением.
Почему невозможно подделать фирменную резиновую смесь
Можно увидеть один к одному оригинальный рисунок, но поддельная шина все равно будет работать по-другому. Даже если разложить образец на атомы и молекулы, все равно не будет видно тех составляющих, что были изначально, потому что при вулканизации часть элементов - такие как сера - испаряется, часть преобразуется в другие - восстановить цепочку и массовые части обратно очень сложно. Шина состоит не из одной, а нескольких смесей. Не стоит говорить о летней или зимней модели - скорее имеет смысл говорить о предназначении шины. Ведь есть разные сегменты. Например в спортивном сегменте, меньшее количество смесей, но они эластичнее, а в городской шине, где требуется повышенная ходимость, много разных характеристик, соответственно больше резиновых смесей повышенных нагрузок. Мы не сравниваем зимние и летние модели по количеству применяемых смесей, правильнее все же говорить о направленности шины, для какой эксплуатации она предназначена. Чем бюджетнее шина, тем она "проще", соответственно меньше резиновых смесей в ней используется.
Сильно влияет на характеристики шины в большей степени не протектор или смесь, а большее значение имеет сама структура каркаса, а где-то - резиновая смесь, а где-то - протектор. Нельзя говорить об одном без другого. Со временем резина стареет, это вызывает вопросы по поводу срока службы шин. Нужно обязательно обращать внимание на условия хранения. Есть заводская гарантия, которая распространяется на 3-5 лет с момента производства или 40 - 60 тыс. км. пробега, в зависимости что наступит раньше. Шина может изменить структуру резиновой смеси или геометрии, если она хранится не должным образом. Можно испортить шину и за год, подвергая перепадам температуры, солнечному свету и воздействию осадков. Нельзя долгое время хранить шины, складывая их "елочкой", иначе идет нарушение геометрии бортового кольца, структуры каркаса и так далее. Условия хранения очень важны с точки зрения долговечности шин.
Только при неправильном хранении шины получают такие механические повреждения, как небольшие вздутия, повышенный местный износ, повышенный дисбаланс, радиальное и боковое биение, силовую неоднородность. И это всего лишь от "слёжанности" в стопках (более 8 штук в колонну) и от прямого солнечного света. Так что шина - довольно нежный продукт. Шины имеют два основных вида дисбаланса: статический и динамический: Статический — неравномерное распределение массы шины относительно центральной оси вращения. Этот дисбаланс возникает в результате нарушения технологических инструкций производства, неисправного оборудования. В случае, если статический дисбаланс завышен (например, до 80 грамм от массы шины 8 кг.), его исправление производят путем нанесения на внутреннюю полость «тяжёлого» клея. Динамический — неравномерное распределение массы колеса относительно его центральной продольной плоскости качения. Динамический дисбаланс является "эксплуатационной" величиной, он определяется при монтаже автошины легковой или легкогрузовой на колёсный диск и должен устраняться корректирующей массой (грузиками) с каждой стороны обода колеса в соответствии с показателями.
Силовая неоднородность.Технологические допуски, неточности расположения деталей, нессимитричные элементы конструкции, человеческий фактор приводят к возникновению геометрической неоднородности, неоднородному распределению масс, неоднородности по жёсткости. И получается, что силовая неоднородность - показатель качества изготовления шин. На шинных заводах при изготовлении шины проверяются 100 % легковых, легкогрузовых (с металлокордным брекером) и шин ЦМК на колебания радиальной и боковой, а также конусный эффект. Показатели силовой неоднородности определяются только для шин, имеющих металлокордный брекер. Автошина не является идеально однородной конструкцией. Суммарное действие всех видов неоднородностей проявляется в возникновении сил, действующих на автомобиль в целом. Если пригодилась статья, скажи спасибо и поделись с друзьями! Наверх |